- Законодательные акты, на которых основана мусорная реформа
- 2. Собственник может освободиться от платы за вывоз мусора, даже если в его жилье никто не прописан
- Причины кардинальных изменений закона о мусоре
- Тарифная политика до принятия закона о вывозе мусора.
- Неразбериха на контейнерной площадке
- Обращение с отходами компаний и ИП
- Суть мусорной реформы
- Тарифы на вывоз мусора
- Мусорные площадки МКД: оснащение, уборка, содержание
- Количество проживающих больше, чем прописанных – как платить за мусор
- Изменятся требования к контейнерным площадкам, размещению урн и обращению с листвой/снегом
- Дополнительные нормативы
- Установление тарифов (расценок) на вывоз мусора после принятия закона
- Расстояние до общественных зданий
- Какой мусор должен вывозить региональный оператор
- Требования к мусорным площадкам
- Как оборудовать площадку
- Договор с региональным оператором
- Нужно ли платить за вывоз мусора в частном доме, если договора нет?
- Можно ли отказаться от оплаты за вывоз мусора в частном секторе
- Кто должен заключать договор на вывоз отходов и производить оплату
- Полномочия и обязанности региональных операторов
- Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
- Что представляет собой региональный оператор
- Другие важные нововведения реформы
- Появление региональных операторов
- Раздельный сбор мусора
- Борьба с несанкционированными свалками
- Правила обращения с ТКО, нововведения
Законодательные акты, на которых основана мусорная реформа
Следующая реформа в ЖКХ коснулась утилизации мусора. С 1 января 2019 года услуга стала называться «Управление твердыми бытовыми отходами» (ТБО). Соответствующие изменения внесены в Закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (далее — 89-ФЗ), появились новые статьи и понятия. Все нормативные документы по содержанию многоквартирного дома доработаны с учетом новых требований законодательства.
В Жилищном кодексе РФ в части 4 статьи 154 появилась «плата за обращение с твердыми бытовыми отходами». В 2017 году Правительство Российской Федерации внесло дополнения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила оказания коммунальных услуг. В другие уставы также были внесены поправки.
Кроме того, утверждено следующее Положение:
- коммерческий учет объема и массы РСУ (постановление №505 от 03.06.2016г.).
- обладатель конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТБО (Постановление № 881 от 05.09.2016.)
- обращение с ТБО (Постановление № 1156 от 12.11.2016г.)
- определение нормативов накопления ТБО (постановление № 269 от 04.04.2016.)
- обустройство площадок накопления ТБО (постановление № 1039 от 31 августа 2016 г.)
Большая законодательная работа была проделана на всех уровнях правительства по, казалось бы, простой реформе.
2. Собственник может освободиться от платы за вывоз мусора, даже если в его жилье никто не прописан
Как видно из предыдущего примера, регулятор будет добровольно пересчитывать плату за ликвидацию РСУ за период временного отсутствия жителей только в том случае, если плата применяется в регионе по количеству жителей (а не по жилой площади).
Но и здесь не все так гладко. Согласно пункту 148 (36) вышеупомянутого постановления No. 354, если в жилом доме никто не прописан (ни постоянно, ни временно), плата за вывоз мусора взимается исходя из количества его собственников.
С данным правилом столкнулся житель Алтайского края, когда за квартиру, которая ему принадлежала на праве собственности, была подана заявка на оплату вывоза мусора за полный год.
И это при том, что квартира была пуста (хозяйка подтвердила, что все это время жила по другому адресу). Регоператор сослался на тот же параграф 148 (36) Постановления No. 354 и отказались в пересчете.
Тогда женщина обратилась в Верховный суд РФ с просьбой об отмене спорного пункта как противоречащего закону. Вышестоящие органы не обнаружили нарушения закона, но сделали важное заявление:
- сборы за вывоз мусора взимаются в соответствии с установленными стандартами,
- и согласно ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ такие счета подлежат перерасчету при временном отсутствии граждан в жилых помещениях,
- поэтому даже владелец, который не использовал свой дом, может потребовать пересчета периода отсутствия.
Отказ регулятора может быть обжалован в суде (ВС РФ, дело № АКПИ19-967).
Следовательно, в этих случаях вы можете быть освобождены от затрат на вывоз мусора. Но, к сожалению, пока только через суд.
Причины кардинальных изменений закона о мусоре
До реформы вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) был услугой по содержанию общего имущества домашних хозяйств. Таким образом, требования к оказанию данной услуги регулировались законодательством о жилищном строительстве.
Собственники помещений многоквартирных домов с учетом предложений управляющей организации или правления ТСЖ на общем собрании устанавливают стоимость содержания общего имущества, в которую входит цена вывоза ТБО.
Тарифная политика до принятия закона о вывозе мусора.
Жилищный кодекс РФ предусматривает возможность ежегодного изменения затрат на содержание, но на практике это происходит гораздо реже. При этом плата за вывоз твердых бытовых отходов для предприятий по вывозу мусора увеличивается с каждым годом. В результате за вывоз мусора пришлось платить больше, чем платили арендаторы.
Некоторые жилищные комитеты и товарищества домовладельцев устанавливают плату за вывоз мусора отдельной строкой с ежегодным увеличением ставки. Однако это противоречило действующему законодательству и в случае возникновения спора суды были обязаны пересчитать и вернуть деньги. Все понимали, что это неправильно, но закон есть закон.
Муниципалитеты установили плату за вывоз твердых бытовых отходов для крупных компаний по вывозу мусора, которая покрывает более 30% от общего объема вывоза. В каждом городе, районе и поселке были разные ставки. Остальные компании руководствовались установленными ценами, но могли либо снизить их в борьбе за покупателя, либо поднять их. Для соседних домов стоимость снятия может существенно отличаться.
С другой стороны, крупные компании, не имея возможности изменить установленную для них цену, предлагали покупателям различные акции в виде обслуживания площадок для сбора твердых отходов, предоставления бесплатных контейнеров и даже бесплатного оснащения площадок ограждениями и навесами.
Неразбериха на контейнерной площадке
Особую проблему создавала ситуация, когда на одном участке находились контейнеры от разных товариществ собственников жилья и управляющих компаний. Все старались заказать меньше контейнеров, чтобы снизить налог на мусор, и жители сливали мусор в любой контейнер, не зная, где из кого.
В результате, когда контейнеры были переполнены, отходы складывались рядом друг с другом. Вопрос о том, кто должен чистить сайт, прояснился ругательствами и скандалами. Причем снятие производили несколько подрядчиков.
Нередки случаи появления бесхозных участков, на которые выливали мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этого были фиктивные контракты в ничтожных объемах.
Обращение с отходами компаний и ИП
Оказание услуг по вывозу твердых городских отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлялось на добровольной договорной основе. С одной стороны, юридические лица как собственники отходов обязаны организовать вывоз и утилизацию отходов. С другой стороны, предприятия по сбору мусора обязаны собирать их только среди населения. Ситуация стала неоднозначной, позволяя подрядчикам заключать контракты на ограниченных условиях.
Суть мусорной реформы
С некоторых пор много говорится о необходимости раздельного сбора отходов для дальнейшей обработки, опыте зарубежных стран и последствиях загрязнения почвы на свалках. Но в сложившихся условиях невозможно организовать внедрение передовых технологий рециклинга.
Желание навести порядок в обращении с отходами, особенно на этапе накопления и удаления, побудило государство внести изменения, получившие в народе название Закона о реформе отходов.
Тарифы на вывоз мусора
Переход услуг в категорию коммунальных услуг дает возможность установить единый тариф для всей территории, обслуживаемой единым региональным оператором. Количество таких операторов и базовый тариф устанавливаются органом субъекта Российской Федерации самостоятельно.
Все потребители услуги заключают договор с региональным оператором и обязаны заключить договор с любым лицом, в том числе с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Управляющие компании и товарищества действуют от имени собственников помещений многоквартирного дома.
Регулирующий орган устанавливает плату не только за вывоз ТБО, но и за переработку, дезинфекцию и захоронение. Ставка одинакова для всех людей.
Мусорные площадки МКД: оснащение, уборка, содержание
Теперь региональный оператор обязан вывозить отходы с мест их накопления. Но следить за исправным состоянием техники должен собственник земли, на которой она расположена. То есть участки многоквартирных домов обслуживаются собственниками помещений, а участки на улицах города ремонтируются муниципалитетом.
Техническое обслуживание и очистка мусоропровода и камер для сбора мусора по-прежнему является обязанностью ЖЭКа. Это внутреннее оборудование и контейнеры разворачиваются на месте для загрузки в мусоровоз. Но место погрузки должно быть удалено оператором по вывозу мусора. Для этого вместе с водителем в каждом мусоровозе находится рабочий.
Региональный оператор самостоятельно определяет количество контейнеров на участке и периодичность вывоза с учетом санитарных норм. Все сайты должны быть зарегистрированы в единой базе данных.
Есть решения по организации раздельного сбора мусора.
Количество проживающих больше, чем прописанных – как платить за мусор
Часто выявляются случаи, когда в доме проживают не только зарегистрированные люди. В так называемых «резиновых» домах живут жильцы, люди, пришедшие на работу, реже — гости. Конечно, сами собственники не спешат сообщать управляющей компании или региональному оператору о необходимости пересчета. Такие дома обнаруживаются случайно. Представители контролирующих организаций составляют акт, в котором устанавливают фактическое количество временно проживающих лиц. На основании документа производится перерасчет платы за услугу.
Пересчет проводится в отношении граждан, проживших в доме более 5 дней. Это крайний срок, установленный законом.
Изменятся требования к контейнерным площадкам, размещению урн и обращению с листвой/снегом
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть оборудованы площадки контейнеров для накопления твердых городских отходов. Елена Шерешовец в номере интернет-журнала рассказала об основных требованиях к контейнерным площадкам, которые, согласно СанПиН 2.1.3684-21, будут действовать с 1 марта 2021 года:
- Площадки накопления ТБО.
Они должны иметь подъездную дорогу и твердое покрытие (асфальт, бетон) с уклоном для отвода талой и дождевой воды. Вокруг участка необходимо с трех сторон соорудить забор высотой не менее одного метра, что предотвращает распространение мусора за его границы.
Расстояние от контейнерной площадки до соседних домов, детских и спортивных площадок должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. При раздельном сборе мусора минимальное расстояние уменьшается и начинается с 8 метров. Кроме того, в новом СанПиН 2.1.3684-21 установлены четкие требования к количеству контейнеров на площадках для крупногабаритных отходов и ТБО в зависимости от того, сортируют ли жители МКД отходы или нет. Узнайте в номере интернет-журнала.
- Вывоз твердых городских и крупногабаритных отходов.
Как отметила Елена Шерешовец, сроки вывоза ТБО по-прежнему определяются исходя из среднесуточной температуры воздуха за три дня:
- при плюс 5 ° С и выше — не более суток временного хранения;
- при плюс 4 ° С и ниже — не более трех суток.
В новых правилах и положениях законодатели также прописали порядок вывоза ММР: по мере их накопления, но не реже одного раза в 10 дней при температуре наружного воздуха + 4 ° C и ниже и при температуре + 5 ° C и выше. — не реже одного раза в 7 дней.
- Корзины и уборка комнаты.
Расстояние между урнами, которые располагаются у входов в дома, не должно превышать 100 метров, а в ОУ должен быть предусмотрен вывоз мусора из них не реже одного раза в сутки.
СанПиН 2.1.3684-21 запретил сжигать листву деревьев и кустарников на территории населенных пунктов, в том числе возле домов — отходы должны вывозиться на свалки. Какие требования к хранению / размещению снега, а также к вывозу жидких бытовых отходов (ЖСВ) и вывозу мусора в пляжных зонах, узнаете из онлайн-видеожурнала.
Дополнительные нормативы
Сборник СанПиН 42-128-4690-88 позволяет рассчитать необходимое количество специальных контейнеров для мусора — сколько должно быть на территории возле жилых домов. Основой для расчетов является численность населения в определенном сегменте и темпы накопления различных типов отходов.
Металлический контейнер для мусора
Обратите внимание, что на частной территории расстояние от дома до контейнеров, особенно в СНТ, где площадь участка ограничена, собственник может уменьшить до 8 м по письменному соглашению с соседями или по рекомендации садового товарищества. Это исключение, которое можно учесть при определении того, сколько метров нужно снять в частном доме.
Причем это возможно только при условии соблюдения оставшихся расстояний в строгом соответствии со СНиП (СП). Расстояние от дома до мусорного контейнера нельзя ограничивать 8-10м без специального разрешения. И если наличие мусора может вызвать жалобы владельцев другой земли, проблему можно решить несколькими способами:
- приглашение райкома для решения проблемы удаленности от дома;
- участие представителей общественности, независимых и не заинтересованных в решении проблемы;
- участие члена местного совета в разрешении спорной ситуации;
- в суд с подачей жалобы об административном правонарушении, если правила размещения мусорных баков, мусорных баков или контейнеров в доме противоречат СНиП (СП) или СанПиН.
В городе
В последнем случае основания для претензии могут быть созданы и в случае нарушения правил размещения мусорных баков, а не только правил расстояния. Контейнеры для мусорных баков нельзя размещать вблизи пешеходных дорожек (даже только узких дорожек или переходов), возле проезжей части или газонов, оборудованных в соответствии с правилами.
Если в доме ведутся строительные работы, собственник оставляет за собой право установить специальные емкости или контейнеры для мусора в частном секторе, но это допускается не более чем на один день, а также с разрешения СЭС и региональной архитектуры. То же правило применяется к домам и общественным зданиям при проведении ремонтных работ или переоборудования для хранения отходов.
Установление тарифов (расценок) на вывоз мусора после принятия закона
Тарифы на обращение с твердыми бытовыми отходами устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, тарифно-тарифными службами или иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления.
Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТБО определен статьей 24.9 Закона 89-ФЗ. В целях применения единого порядка совершения сделок Правительством Российской Федерации утверждены Принципы ценообразования и Правила регулирования тарифов (Постановление № 484 от 30 мая 2016 г.). А Федеральной антимонопольной службой разработаны Методические указания по расчету регулируемых тарифов (Постановление № 1638/16 от 21 ноября 2016 г.).
Ежегодно до 1 сентября региональный оператор и подрядчики представляют в регулирующий орган Предложения по определению тарифа с приложением необходимых расчетов и отчетов. Кроме того, проводится экспертиза предоставленных документов.
Для оператора устанавливается единый тариф на услугу по обращению с отходами. Исходя из этого, он устанавливает индивидуальный тариф для подрядчиков на конкретный вид деятельности: сбор, транспортировка, сортировка, переработка, утилизация. Эта цена рассчитывается с учетом пунктов сбора мусора.
Решение об установлении тарифа принимается до 20 декабря на период следующего календарного года и вступает в силу с 1 января.
Для некоторых категорий потребителей может быть установлен льготный тариф. Список лиц определяется федеральными и региональными законами и подлежит опубликованию. Как правило, компенсация выплачивается ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам и многодетным семьям. Вы можете получить консультацию по поводу льгот в МФЦ и органах социальной защиты.
Плата за вывоз ТБО обязательна для всех владельцев помещений, частных домов, дач, членов товариществ и кооперативов.
важно знать! Если вас нет дома более 5 дней, вы можете запросить перерасчет. К нему должны быть приложены подтверждающие документы: билеты на проезд к месту отдыха или командировки, официальные справки, проездной и т.д.
Расстояние до общественных зданий
Безопасность детей — важная часть основной заботы регулирующих органов. Не все детские сады оборудованы собственным двором, на котором стоит мусоровоз. Но если он есть, то учитывается его удаленность от ближайшего павильона или места, отведенного для детских игр.
Рядом с общественным зданием
Максимальное расстояние можно измерить от самой внешней двери пристройки. В любом случае, если площадка для мусорных баков находится за забором детского сада, расстояние не может быть меньше 20 м и расстояние измеряется не от здания, а от забора.
В противном случае применяются следующие правила:
- Чтобы рассчитать расстояние от школы до мусорного ведра или свалки, для учета нужны 2 балла: местоположение и расстояние. Мусорные баки можно ставить только на той стороне здания, где нет главного входа и где школьники передвигаются с минимальным доступом. Есть рекомендация размещать контейнеры с мусором возле задней двери, но это возможно только при условии, что они не используются и мусорные баки закрыты. Минимальное расстояние от мусора должно соблюдаться не только от самого здания, но и от школьных мастерских (если таковые имеются) и от спортивной площадки. Обязательным требованием для обеспечения подъезда спецтехники к площадке контейнера для мусора является то, чтобы дорога к урне не проходила через школьный двор. Это важно для обеспечения безопасности детей, которые могут находиться в этой зоне.
- Руководство магазина обязано не только размещать контейнеры с мусором на расстоянии не менее 20 метров, но и следить за правильным наполнением и чистотой вокруг площадки для сборщиков мусора, а также вокруг здания, где расположена торговая точка. Как и в случае со школой, урны размещаются у задней двери, а если подходящего места нет, после достижения отдельной договоренности с кондоминиумами и региональным менеджером по вывозу мусора — рядом с остальными контейнерами на соседний участок, расположенный на расстоянии не менее 20 метров. Магазин также отвечает за установку мусорных баков для посетителей, но на этот раз со стороны фасада.
Вплоть до вывоза мусора на промышленном предприятии
На производственных площадях действуют свои правила. Крупные промышленные предприятия, расположенные вдали от жилых домов, должны организовать раздельное хранение различных видов отходов в закрытых контейнерах.
Вынос из других построек регулируется правилами пожарной безопасности, и предприятие должно проводить вынос самостоятельно. Малый бизнес может заключить договор с региональным оператором и оплатить при заполнении и действующих ценах.
Какой мусор должен вывозить региональный оператор
Российское законодательство разделило все отходы на пять классов, различающихся степенью безопасности:
- 1 класс — особо опасные отходы (например, ртуть и другие вещества, представляющие серьезную угрозу для здоровья человека);
- 2 класс — особо опасные отходы (отходы нефтяной промышленности, аккумуляторы и другие кислотосодержащие предметы);
- 3 класс — умеренно опасные отходы (краски, масла, а также другие лакокрасочные материалы, изделия, пропитанные химическими соединениями);
- 4 класс — отходы с низким уровнем риска (макулатура, остатки стройматериалов, известь, автомобильные шины и др);
- 5 класс — практически неопасные отходы, которые можно считать безвредными для окружающей среды и здоровья человека.
Региональный оператор в СНТ обязан собирать только твердые бытовые отходы пятого класса.
Это бытовые отходы, которые накапливаются у каждого владельца частного дома или квартиры из-за повседневной жизни: упаковка для продуктов питания, пищевые отходы, пакеты, а также старая техника, одежда и обувь, сломанная мебель, упаковочный картон, бумага, посылки и т.д.
Кроме того, региональный оператор имеет право не собирать отходы, если они могут нанести вред здоровью человека или вывести из строя оборудование для сбора мусора.
Требования к мусорным площадкам
Перед заключением соглашения об утилизации отходов президент также должен обеспечить надлежащую подготовку свалок. Правила установки контейнера регламентируют:
- СП 53.13330.2011 (СНиП 30-02-97 в новой редакции*);
- СанПиН 2.1.7.3550-19.
Согласно этим документам, каждый СНТ должен быть оборудован площадками для сбора мусора. Их можно оборудовать на расстоянии не менее 20 метров и не более 500 метров от границ огородов и зон отдыха. Кроме того, к объектам, подлежащим соблюдению, предъявляются несколько важных санитарно-эпидемиологических требований.
- С трех сторон участок необходимо огородить глухим забором высотой не менее 1,5 метра.
- Освещение следует устраивать возле участка, работающее в темноте.
- Ставьте емкости только на твердый бетон или асфальт.
- Подготовить подъездные пути к участку.
На участке сбора отходов необходимо будет установить не менее двух контейнеров для раздельного сбора органических и неорганических отходов.
При заключении договора вывоза мусора президент должен выяснить, предоставит ли региональный оператор мусорные контейнеры в аренду, стоимость которых добавляется к тарифу. Но в некоторых регионах жители СНТ вынуждены покупать мусорные баки за свой счет.
Установку контейнеров должен проводить собственник земельного участка. А если земля находится в собственности муниципалитета, то благоустройство полигона возьмет на себя местная администрация. Когда земля под контейнерами находится в собственности СНТ как юридического лица, площадку придется оборудовать самостоятельно.
Как оборудовать площадку
Перед обустройством площадки президент должен будет провести общее собрание участников товарищества и утвердить расположение мусорных баков. Кроме того, этот пункт должен быть согласован с местными властями: каждая площадка должна быть зарегистрирована в едином реестре площадок накопления отходов.
Президенту понадобятся:
- подать заявку в местную администрацию на обустройство площадки для сбора ТБО;
- ждать решения в течение 10 рабочих дней;
- обратиться в Службу санитарно-эпидемиологического надзора, которая должна составить заключение о соблюдении всех необходимых правил и отправить его в администрацию в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления СНТ.
На основании полученного заключения администрация примет решение об оборудовании площадки для сбора мусора. Если санитарно-эпидемиологический надзор выявляет нарушения, их необходимо устранить, а затем повторно применить.
Договор с региональным оператором
После того, как свалка будет полностью оборудована по всем санитарно-эпидемиологическим нормам и согласована с местной администрацией, президент может заключить договор с региональным оператором по вывозу мусора из СНТ.
До этого дачники должны согласовать схему вывоза мусора. Производить его можно круглый год или просто в дачный сезон. Последний вариант актуален для тех товариществ, жители которых не остаются на зиму в своих загородных домах.
После согласования всех основных пунктов президент должен обратиться к региональному оператору для заключения договора. Для этого вам потребуется подготовить пакет документов, в который входят:
- копия свидетельства о регистрации юридического лица;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- копия протокола об избрании президента;
- копию устава компании;
- доверенность на имя президента, представляющая интересы всех резидентов садоводческой компании;
- копия документа, подтверждающего класс опасности отходов.
Все основные требования к типовому договору с региональным оператором по вывозу мусора изложены в ст. 24.7 Федерального закона от 25.07.2012 г. 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно этому документу в договоре должны быть указаны:
- полное наименование, юридический адрес и реквизиты компании, ответственной за вывоз мусора из СНТ;
- Полное имя, адрес регистрации и паспортные данные президента, исполняющего обязанности представителя участников партнерства;
- обязанности регионального оператора по сбору и вывозу мусора, место сбора и регулярность выполняемых работ;
- обязанности заказчика: своевременная оплата услуг, организация пункта сбора мусора, ответственность за сохранность тары;
- точное расположение площадки с мусорными баками, указанное на схеме партнерства;
- срок действия контракта (обычно этот документ актуален до тех пор, пока сохраняется соглашение между региональным оператором и местными властями);
- дата и место заключения договора;
- подписи сторон.
Если местные власти по каким-то причинам не определились с выбором регионального оператора, жители СНТ вправе самостоятельно выбрать организацию, которая будет заниматься вывозом мусора. Главное, чтобы у компании была необходимая лицензия. Также необходимо будет заключить договор с организацией.
Нужно ли платить за вывоз мусора в частном доме, если договора нет?
Работая с садоводческими товариществами, региональные операторы заключают контракты не с садоводами напрямую, а с товариществом в целом, в форме публичной оферты. В этой ситуации президент выступает в качестве представителя юридического лица, имеющего право поставить личную подпись на коллективном документе.
Если решение о заключении договора с региональным оператором было принято на общем собрании, значит, большинство садоводов приняли условия обслуживания. Поэтому каждый дачник должен вовремя оплачивать вывоз мусора, даже если у него лично на руках нет договора.
Если вы сами удалите хлам со своего сайта, это не освобождает вас от оплаты услуг регионального оператора. Фактически, согласно закону, эту работу могут выполнять только уполномоченные организации.
Можно ли отказаться от оплаты за вывоз мусора в частном секторе
Многих землевладельцев в СНТ не устраивает, что за вывоз мусора приходится платить дважды. На самом деле очень часто садовники постоянно живут в городе и оплачивают счета за вывоз мусора в многоквартирном доме. Летом они приезжают на свои дачные участки, и тут возникает вопрос: как не платить законно за вывоз мусора на даче?
Но сезонные «переводы» никак не влияют на выплаты — деньги региональному оператору нужно отдавать круглый год и в квартире, и на даче.
Российское законодательство требует, чтобы все граждане платили за вывоз мусора. А если вы владеете несколькими объектами недвижимости, вам нужно будет платить за каждую из них.
Но садоводы вправе сделать перерасчет. Да, он будет произведен постфактум, и вам все равно придется платить квитанции за вывоз мусора.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.2012 г. 354 от 06.05.2011 «Об оказании коммунальных услуг» потребитель может запросить перерасчет, если он отсутствовал в квартире или доме более пяти дней. Но факт отсутствия необходимо документально оформить. А это иногда бывает непросто.
Есть еще одно ограничение. Пересчет на вывоз мусора можно произвести максимум за шесть месяцев. Этой нормы не всегда хватает, ведь многие садоводы проводят только лето в деревне. Чтобы вернуть деньги за все время вашего отсутствия, вам нужно будет дважды написать заявление на перерасчет платы за вывоз мусора.
вам необходимо связаться с региональным оператором напрямую, контактные данные которого указаны в квитанции. Вы можете подать заявку до отъезда или в течение 30 дней после возвращения. Принесите с собой документ, подтверждающий ваше отсутствие, по указанному адресу.
Как показывает практика, вернуть произведенный платеж непросто. В первую очередь возникает проблема с подтверждающими документами: как доказать оператору, что вы полгода не были на даче? Из-за этих трудностей большинство отказываются подавать документы и продолжают платить как за дом, так и за квартиру.
Кто должен заключать договор на вывоз отходов и производить оплату
Контракт заключается регулирующим органом, с одной стороны, и владельцем жилища или его части, с другой. Если дом не находится в собственности, договор заключается с зарегистрированными в нем гражданами.
Ставки устанавливаются государством на несколько лет и в течение этого периода не меняются. Расчет суммы платежа производится путем умножения значения тарифа на количество граждан, зарегистрированных в доме. Гражданин, заключивший договор, обязан оплатить услуги регистратора.
Полномочия и обязанности региональных операторов
Региональный оператор — это юридическое лицо, ответственное за организацию всего процесса обращения с твердыми бытовыми отходами. То есть поставщик услуг несет ответственность за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и утилизацию твердых бытовых отходов. Выбор регионального оператора осуществляется по результатам конкурса, проводимого органами самоуправления субъекта Российской Федерации. Администрация заключает договор с компанией-победителем.
Осыпающаяся мебель
Металлические двери
Из квартиры с переездом
Удаление ТБО
Трата бумаги
Из кафе и ресторанов
Зона ответственности регионального оператора определяется по разработанной территориальной схеме. Чтобы компания могла претендовать на работу в сфере обращения с отходами, она должна соответствовать ряду требований:
- Быть зарегистрированным в РФ;
- Иметь лицензию на обращение с отходами от 1 до 4 классов опасности;
- Не будь банкротом. Компания не должна иметь решения третейского суда об открытии производства по делу о несостоятельности, и процедура ликвидации не должна инициироваться против заявителя;
- Деятельность не может быть приостановлена из-за совершенного административного правонарушения;
- Нет задолженности по налогам, сборам, пени. Штрафов нет;
- Судебных приговоров за экономические преступления у руководства компании нет.
После вступления в силу договора с администрацией у регионального оператора появляется ряд обязанностей:
- Организовать прием и сбор ТБО в специально отведенных местах;
- Обеспечьте остальные этапы обращения с отходами;
- Предоставлять клиентам бесплатный и своевременный доступ к новостям и другой информации, относящейся к деятельности по сбору мусора (например, об изменениях в графике сбора, тарифах и т.д.);
- Отвечать на жалобы потребителей услуг;
- Заменить поврежденные контейнеры.
В частности, узнать об обязательствах регионального оператора, с которым заключен договор, можно на официальном сайте компании.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
Согласно новому закону, региональные операторы, отобранные по конкурсу, несут ответственность за вывоз и утилизацию. Договор на удаление отходов заключается между ними и местными властями. Оператор обязан предоставить частным землевладельцам договорные формы, в которых указано, какие услуги он предоставляет. Даже если землевладелец не подпишет эту форму, услуга вступит в силу, и вам придется заплатить за вывоз ТБО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз твердых бытовых отходов, собственник участка вправе сам выбрать уполномоченную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего мусора. В тексте указаны реквизиты и наименование оператора, паспортные данные владельца сайта, обязательства обеих сторон, место хранения мусора до вывоза, срок действия договора, количество и подписи сторон. Информация по этому поводу содержится в Федеральном законе «Об отходах…», No. 89-ФЗ. Статья 24.7, пятый абзац.
Если срок контракта истекает, но ни одна из сторон не выразила желания его расторгнуть, контракт автоматически продлевается. Если собственник меняется в течение срока действия договора, новый собственник начинает оплачивать услуги с момента, когда он принимает собственность.
Что представляет собой региональный оператор
Согласно новому закону, сбором отходов теперь занимается не множество различных малых предприятий, а региональные операторы, выбранные на конкурсной основе для каждого субъекта Российской Федерации и отвечающие за весь цикл обращения с ТБО. Перед отбором каждый город и регион страны должны были создать схему обращения с электронными отходами, а также утвердить собственный график и стандарты накопления ТБО. В отборе участвовали крупные компании по сбору, сортировке и переработке мусора, географически расположенные в пределах региона. Отбор и контроль отобранных организаций осуществляется РЭО и районными администрациями.
За право стать региональным оператором могут соревноваться только крупнейшие фабрики и компании, способные предоставить достаточное количество оборудования и сотрудников для реализации услуги по вывозу мусора.
В обязанности регионального оператора входит:
- Заключение договора с потребителем;
- Сбор ТБО;
- Транспортировка ТБО;
- Обработка, использование, обезвреживание и захоронение ТБО и опасных отходов;
- Постепенное введение раздельного сбора и раздельного сбора;
- Ликвидация незаконных свалок;
- Реализация программы и стандартов, установленных в регионе.
Другие важные нововведения реформы
Появление региональных операторов
С поправками в закон были введены новые понятия. Один из них — региональный оператор. Это компания по сбору мусора, которая заключает соглашение об управлении твердыми городскими отходами со всеми владельцами отходов в зоне обслуживания. Он определяется по результатам конкурсного отбора на срок не более 10 лет.
Как правило, это крупная компания, которая обеспечивает наибольший объем вывоза мусора. Все потребители должны заключить договор с региональным оператором и оплатить услугу RSU на свой текущий счет.
Остальные коллекторские компании, называемые просто «операторами», являются подрядчиками.
Обращение с отходами — это разрешенная деятельность. Все операторы, в том числе и региональный, должны получить лицензию.
Раздельный сбор мусора
Правительство России приняло ряд решений по стимулированию раздельного сбора мусора, что снизит затраты на дальнейшую сортировку и переработку.
Примечание! Для потребителей, осуществляющих раздельный сбор, тарифы могут быть снижены.
Плата за переработку мусора включает в себя сортировку, разборку и уборку. Это стимулирует дальнейшее развитие обращения с отходами, поскольку ранее не все затраты окупались.
Борьба с несанкционированными свалками
Обязанность ликвидировать незаконные свалки возлагается на владельца земли, который должен быть идентифицирован региональным оператором. Если собственник не примет меры по ликвидации в течение 30 дней, региональный оператор обязан ликвидировать свалку и имеет право предъявить собственнику площадки расходы, в том числе в судебном порядке.
Правила обращения с ТКО, нововведения
Постановлением Правительства Российской Федерации установлены правила обращения с отходами, в том числе:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
- порядок их перевозки;
- порядок утилизации, охрана захоронения;
- причины, по которым организация может быть лишена права заниматься вывозом мусора.
С 2019 года обращение с ТБО на территории каждого субъекта Российской Федерации должно осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной (региональной) программой сбора отходов. По результатам конкурса должен быть выбран только один оператор или их может быть больше одного. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.
Уровень тарифов также определяется местными властями, которые готовят схему обращения с отходами, которую операторы, предоставляющие свои услуги на основании договоров, заключенных с потребителями, должны соблюдать.
Правила регулируют обязанности региональных операторов, которые должны в строгом соответствии с законами, касающимися защиты окружающей среды в правильной форме, собирать, транспортировать, обрабатывать, использовать, нейтрализовать и утилизировать ТБО. Все это оператор делает самостоятельно или при необходимости с привлечением других операторов.
Поэтому между исполнительным органом предприятия и оператором необходимо заключить договор, согласно которому организация получает право осуществлять услуги по сбору мусора на территории региона. В свою очередь, оператор обязан принять меры для заключения договора с потребителями, которым он должен отправить формы. Если у вашей организации нет соглашения с региональным оператором, вы имеете право заключить соглашение с другими организациями, если у них есть лицензия.
Например, постановление правительства Московской области от 26 декабря 2016 г. 999-47 «О содержании и порядке заключения договора между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области и региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами» утвержден Порядок сбора, вывоза и утилизации отходов на территории Подмосковья. Он предусматривает права и обязанности сторон и регулирует действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого договора оператор должен заключать договоры с гражданами.
Письменная форма контракта не является обязательной. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания договора между ним и муниципальным образованием. С этого момента владельцы жилых помещений оплачивают работу поставщика услуг даже без оформления отдельного документа.
При этом оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, а многие стараются заключить письменный договор, в котором были бы четко прописаны права и обязанности сторон. Соглашение также необходимо в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашение и нет регионального оператора по этому вопросу.
- https://promusor.info/dokumenty/zakon-musornoj-reforme/
- https://www.klerk.ru/buh/articles/503033/
- https://musor24.com/about/article/vivoz-musora-v-derevne/
- https://roskvartal.ru/vyvoz-tko/12279-chto-s-1-marta-2021-izmenitsya-dlya-uo-v-sfere-obrascheniya-s-othodami
- https://zakonsosedy.ru/uchastok/rasstoyanie-ot-musornykh-konteynerov-do-doma
- https://www.SNTclub.ru/posts/regionalnij-operator
- https://GidPoMusoru.ru/dokumenty/zakon-o-musore-v-selskoj-mestnosti.html
- https://geostart.ru/post/443
- https://erpstat.ru/utilizaciya/vyvoz-musora-statya.html
- http://juresovet.ru/zakon-vyvoz-musora/